Профориентация

Задача профильного обучения – создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Цели профильного обучения:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; 
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Цель и задачи профориентационной работы:

Цель профориентационной работы – подготовить учащихся  к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. 

Задачи профориентационной работы:

  • Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.
  • Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.
  • Развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей.
  • Создание условий для общекультурной и допрофессиональной  подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.
  • Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда города Нефтеюганска, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.
  • Информация о  востребованных в обществе профессий.
  • Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.
  • Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта  по профориентации учащихся.
  • Мониторинг профориентационной работы школы и профессионального самоопределения выпускников.

Основные этапы профориентационной работы в школе

1. Пропедевтический этап (1-4 классы).

Цель: Формирование у учащихся нравственной установки выбора профессии, интереса к наиболее распространенным: 

  • приобщение детей к систематическому участию в различных видах познавательной, игровой, общественно – полезной, трудовой деятельности. 

2. Этап поисковой направленности (5 - 7 классы).

Цель: Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе: 

  • лонгитюдные исследования индивидуальных особенностей развития учащихся; 
  • организация дифференцированного обучения; 
  • включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью (кружки, секции, объединения по интересам, школьное научное общество, техническое и художественное творчество и т.д.);
  • организация встреч с представителями разных профессий, экскурсий на различные предприятия г. Нижневартовска. 

3. Этап развития профессионального самосознания (8 - 10 классы).

Цель: Формирование психического новообразования «выбор профессии»: 

  • организация диагностики и самодиагностики развития самосознания и профессионального выбора; 
  • изучение научных основ выбора профессии; 
  • последовательное ознакомление с различными профессиями; 
  • приобщение учащихся к самоанализу, самопознанию и самооценке собственных способностей и ценностных ориентаций (классные часы, беседы, тестирования, анкетирование, тренинги); 
  • формирование адекватной самооценки, осознания степени соответствия собственных особенностей развития требованиям выбираемой профессии; 
  • организация дифференцированного обучения; 
  • включение учащихся в действия по саморазвитию способностей и возможностей в процессе допрофессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии (углубленное изучение предметов, спец. курсов, факультативов, школьное научное общество, участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и т.д.); 
  • ознакомление учащихся с возможностями профильного обучения; 
  • изучение образовательных намерений учащихся, запросов родителей; 
  • включение учащихся в создание индивидуального «портфолио» образовательных достижений; 
  • формирование осознанного выбора учащимися профиля обучения в 10-11 классах. 

4. Этап уточнения социально – профессионального статуса (10-11 классы).

Цель: Социально – профессиональная адаптация старшеклассников (развитие норм и ценностей, необходимых для определенного вида трудовой деятельности): 

  • изучение научных основ выбора профессии; 
  • организация профильного обучения; 
  • приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности; 
  • формирование у учащихся сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями, возможностями, состоянием здоровья, особенностями психофизиологического развития и с учетом потребностей региона в кадрах (встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия города, района, профессиональные учебные заведения, определение профессиональных планов, жизненных сценариев и т.д.).